Развитие мелкой моторики – модное нынче занятие. Любая обучающая игрушка для малышей обязательно включает в список своих преимуществ этот навык. Но действительно ли моторика так важна для развития, или это очередная маркетинговая уловка?
Мы решили задать этот вопрос ученым, психологам и нейробиологам. И вот что они ответили:
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистью. Она невероятно важна для развития ребенка, и вот почему. Два главных отличия человека разумного от прочих животных, которые позволили нам выиграть эволюционную гонку и стать господствующим видом на планете – это большой головной мозг, покрытый корой с извилинами, и гибкая подвижная кисть с отдельно стоящим большим пальцем. Два этих подарка природы связаны друг с другом. Когда ребенок учится управлять кистью и пальцами, совершать сложные движения, у него в мозгу формируются нейронные связи, закладывается интеллект. В раннем возрасте развитие мелкой моторики – пожалуй, самый важный навык. Впоследствии дети с сильной моторикой лучше воспринимают информацию, могут запоминать большие объемы, легче сосредотачиваются на решении проблем.
С мелкой моторикой тесно связано развитие речи ребенка, словарный запас. Другими словами, между занятиями английским языком и мелкой моторикой в раннем детстве лучше выбрать моторику. Английский позже приложится сам! А возможно, и китайский.
Как лучше развивать мелкую моторику?
Как и все другие знания и способности в раннем детстве, самый лучший способ развить и совершенствовать мелкую моторику – это игра. Игра – ещё один подарок природы высшим животным, которые в жизни пользуются не только инстинктами, но и учат чему-то своих детенышей. В процессе игры ребенок любого биологического вида дольше удерживает внимание на предмете и запоминает гораздо больше, чем на серьезном уроке. Так устроен наш мозг.
С самого рождения
Самый первый метод развития мелкой моторики – это пальчиковые игры, известные нам с самого раннего детства. "Сорока-ворона", "Ладушки", "Комарики" и так далее. Некоторые дети сразу и с энтузиазмом включаются в занятие, другие не сразу проявляют интерес, но это не значит, что родители должны прекратить попытки! Пальчиковые игры в раннем возрасте – очень нужное и важное занятие и метод общения с ребенком.
В возрасте полугода можно познакомить малыша с шуршащими предметами: бумагой и тканью. Дайте ребенку листы мягкой цветной бумаги: он будет с удовольствием ей шелестеть, мять и рвать. Это подготовка к просмотру книжек с картинками в более старшем возрасте: познакомившись с физическими свойствами бумаги и удовлетворив своё любопытство, ребенок будет бережнее относиться к книге: перелистывать страницы, чтобы увидеть следующую картинку, а не отвлекаться на то, как бумага смешно рвется и сминается.
В возрасте 1 года ребенок уже умеет держать в руках ложку и пытается есть сам. Поощряйте его попытки: координация движений и умение донести ложку от тарелки ко рту не промахнувшись – важнейший этап психомоторного развития. На этом пути вас будут ждать стирка и отмывание овощного пюре от стен и мебели, но полученный результат того стоит, поверьте.
Первый конструктор
В этом возрасте у малышка появляются важные помощники в развитии мелкой моторики: первые конструкторы. Он уже способен поставить друг на друга несколько кубиков или нанизать кольца пирамидки.
Первый конструктор ребенка должен отвечать нескольким требованиям. Детали должны быть достаточно крупными, чтобы их нельзя было засунуть в рот и подавиться, но при этом удобно помещаться в детской ручке. Они должны относительно легко соединяться и разъединяться, но при этом сохранять устойчивость, чтобы юный строитель мог порадоваться своему творению. Конструктор должен обязательно быть качественным: ему предстоит проверка на зуб и прочность при падении, никаких острых краев и выпадающих мелких предметов.
Мы рады отметить, что наша детская линейка Stick-O отвечает самым строгим стандартам: яркий и красивый, прочный и качественный, он разработан в содружестве с детскими психологами специально для детей младшего возраста.
Конструкторы полезны не только для мелкой моторики. Они развивают творческое воображение, вырабатывают терпение и усидчивость.
Подручные материалы
Рисование и лепка – отличные способы развивать мелкую моторику. Каждому возрасту – свои творческие методы: начните с пальчиковых красок в ванной, потом попробуйте дать ребенку в руку карандаш или кусок пластилина. Если лепить самому пока не получается, можно начать с отпечатков ладони или предметов на куске пластилина, или дать малышу задание облепить пластилином какой-то предмет.
Как только ребенок перестает тащить в рот абсолютно всё (обычно это происходит после трёх лет, но у всех по-разному), можно начинать занятия с мелкими предметами, песком или крупами. Отличная игра на развитие мелкой моторики – "поиск клада". В глубокой миске или банке с крупой прячутся несколько маленьких игрушек разной формы. Задача ребенка – найти их на ощупь и угадать, что спрятано.
Советы родителям
- Занимаясь с ребенком, постарайтесь, чтобы ему было интересно. Вариантов развивающих занятий, игр и игрушек существует великое множество, вы обязательно подберете что-то ему по вкусу.
- Не затягивайте занятия. В раннем возрасте дети ещё не умеют долго сосредотачиваться на одном предмете. Лучше остановиться, как только вы заметите, что малыш устал, и переключить его внимание на другое занятие.
- Лучше несколько коротких занятий, чем одно длинное. Постоянство и регулярность – вот ключ к успеху. Они вырабатывают у ребенка привычку учиться, не бросать дело на полпути.
- Играйте вместе с ребенком! В первые три года жизни родители – самые важные люди в жизни человека. Проявляя интерес к его занятиям, принимая в них участие, вы повышаете их ценность и важность для малыша.